Информационная безопасность - основа здорового детства

Что такое психология в практическом понимании, с какими проблемами и вызовами сталкиваются современные дети, чем это грозит нашему обществу и как помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. На эти и другие вопросы корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» ответил заведующий психологической службы Дворца творчества детей и молодежи, психолог-суицидолог Валерий Апажев.

- Валерий Борисович, расскажите, что такое психология с практической стороны и какие есть особенности в работе психологов в национальном регионе?

- Для начала я бы хотел сказать, что понятие «психика» - это субъективное отображение объективной действительности для данной этнической субкультуры. В психологии выделяют две основные нормы: психическое здоровье и социальное поведение. Все, что выходит за рамки этих норм, является девиантным, или отклоняющимся, поведением. Психолог с практической точки зрения помогает вернуть человека в рамки этих норм. Сами нормы тоже относительны: то, что является нормой для нашей республики, может быть по-другому воспринято в соседнем регионе, и наоборот. Психология помогает корректировать поведение и восприятие людей, помогает держать в норме психоэмоциональное состояние человека.

В последние годы мы, к сожалению, наблюдаем разрушение этих норм и не свойственные Кавказу проявления в поведении и мировоззрении детей, которые не укладываются в привычное социально-культурное пространство нашего региона.

Для Кабардино-Балкарии практическая психология - это относительно новое явление. За 20 лет своей психологической практики могу сказать, что раньше люди не понимали и не принимали психологию как средство решения психических проблем, путая ее с психиатрией, боялись, что если кто-нибудь узнает, что ты был у психолога, начнут сплетничать за спиной и публично высмеивать. При этом практическая психология, которой мы занимаемся, находится на стыке медицины, социологии и педагогики. Сейчас, конечно, ситуация изменилась, многие люди осознают важность и необходимость обращения к психологу за помощью, советами в вопросах воспитания детей.

- С какими проблемами обращаются к вам люди, и как вы помогаете с ними справиться?

- К нам обращаются не психически больные люди, а люди с социально-психологическими проблемами, переживаниями, отклоняющимися от принятой нормы поведения, суицидальными наклонностями, задержкой психического развития, информационным аутизмом и информационной интоксикацией. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с неконтролируемым объемом информации, которую не выдерживает хрупкая детская психика. Старшее и среднее поколение людей росло в совершенно других условиях, нас воспитывали семья, школа и улица. Как бы это странно ни звучало, но современных детей воспитывают 7 миллиардов человек через интернет. При этом стоит отметить, что дети, родившиеся после 2000 года, отличаются гораздо лучшими умственными способностями. Их принято называть поколением «Z», они живут в совсем ином мире по сравнению со своими предшественниками. Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая часть жизни. У них одинаково формируются оба полушария головного мозга, а интеллект начинает проявляется с 6 месяцев. Их разум принимает 100 процентов информации, но мозг обрабатывает только 50, остальное оседает в сознании в виде ментального «мусора». Если сравнивать взрослых и детей, то первые живут в трехмерном мире, а вторые в пятимерном – они могут делать несколько дел одновременно.

Когда в 2011 году в республике появился оптоволоконный интернет, многие восприняли это с большим воодушевлением, но, как оказалось, дети психически не были готовы к доступу в мир бесконечной информации, доступной 24 часа в сутки, а количество обращений родителей несовершеннолетних детей к психологам начало резко возрастать. Изучая истории детей, мы выявили две серьезные проблемы и ошибки, которые допускают большинство родителей: отсутствие информационной безопасности у детей и отсутствие развития социального интеллекта по гендерным признакам.

Если для нас интернет в большей степени это поисковик для сбора информации, то для современных детей это целое жизненное пространство с бесконечным объемом виртуальной информации и возможностями ее использования в совершенно разных целях. По этой причине я абсолютно убежден, что первоочередной задачей родителей является обеспечить детям безопасный доступ к информации, соответствующей возрасту и половым признакам. Если это сделать вовремя и правильно, риск информационного отравления и вытекающих из него последствий будет исключен, при этом ребенок к совершеннолетнему возрасту научится самостоятельно работать с информацией, разделяя ее на безопасную и небезопасную.

Одними из самых распространенных последствий бесконтрольного доступа к информации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике, являются расстройство личности на фоне информационной интоксикации, информационный аутизм, задержка психоречевого развития на фоне педагогической запущенности.

Изучив негативное влияние интернет-ресурсов на детскую психику, я бы выделил пять главных угроз для наших детей:

- деструктивное суицидальное поведение;

- распространение наркотиков через интернет;

- распространение идей ЛГБТ-сообщества;

- пропаганда бойкотирования системы образования детьми как устаревшей, немодной и неэффективной;

- разрушение традиционных институтов воспитания и преемственности поколений.

Все эти угрозы из интернета, к большому сожалению, уже материализовались в нашем обществе, хотя о них по разным причинам стараются не говорить громко и открыто, но замалчивание проблем их только усугубит. Я не сторонник глобальных заговоров, но считаю, что с распадом Советского Союза информационная война против России не ослабела, а только усилилась. По сей день через интернет и СМИ ведется целенаправленное уничтожение системы образования и воспитания, расшатывание социальных институтов, растление молодежи.

За последние 6 месяцев к нам за психологической помощью обратились около 800 родителей с признаками сильнейшей информационной интоксикацией у детей, суицидальными наклонностями, гендерными расстройствами, ненавистью к обществу, нежеланием учиться, неудержимым желанием бесконтрольно находиться в интернет-пространстве, нарушением сна и режима питания. Такие дети иногда ведут себя как биороботы, у них притупляются чувства, нравственные устои, проявляется апатия к жизни. Эта ситуация принципиально не отличается в городах и районах республики – везде, где есть доступ к высокоскоростному интернету.

- Что, на ваш взгляд, должны делать родители, государство, общественные молодежные организации для воспитания психически здорового молодого поколения?

- Государство должно признать наличие озвученных проблем серьезным вызовом всему обществу, предпринять меры по их системному и планомерному решению, оказывать поддержку общественным организациям, занимающимся пропагандой здорового образа жизни, спортом, туризмом и краеведением, профилактикой негативных проявлений в молодежной среде. Помочь детям и их родителям в решении психических проблем – значит предупредить более серьезные проблемы, которые могут распространиться на образование, здравоохранение, криминогенную обстановку и общий социально-культурный климат в обществе.

Я знаю, что вы не только журналист, но и специалист по работе с молодежью, слежу за деятельностью созданного вами Молодежного клуба Русского географического общества «Альтаир». Возможно, вы сами до конца не осознаете, насколько важную проводите работу, обучая детей основам туризма, скалолазания, рассказывая им об истории, географии и культуре родного края, развивая их умственно и физически. Это направление в работе с детьми в республике, к большому сожалению, практически свелось к нулю за последние годы.

На сегодняшний день в республике, к сожалению, отсутствует государственный психологический центр. Лишь при Дворце творчества детей и молодежи работает единственная психологическая служба, состоящая из семи человек. Содействие также может оказать кабинет экстренной психологической помощи в детском досуговом центре «Сафийя». При школах и образовательных учреждениях есть штатные психологи, но уровень подготовки многих из них довольно низкий, да и ресурсов для эффективной работы с детьми недостаточно. С этого года наша служба по инициативе Министерства просвещения КБР проводит обучение и курсы повышения квалификации для школьных психологов. Мы уже отработали в Черекском и Терском районах, на очереди Баксанский район.

Что касается вопроса, почему у нас разрушаются социальные нормы, преемственность традиций, а часть молодежи не признает сложившуюся систему жизнедеятельности в обществе, институты семьи, образования, правил поведения, ответ, на мой взгляд, прост – слишком много аморального и асоциального видят дети в повседневной жизни, в поведении взрослых и сверстников, а многим родителям некогда заниматься воспитанием детей. Недавно я стоял перед входом в кинотеатр, где шел новый рекламируемый фильм, возрастной категории 18+, и насчитал не менее 15 явно на вид несовершеннолетних детей, которые с родителями зашли в зал. При этом в фильме открыто показаны однополые отношения и пропаганда идей ЛГБТ-сообщества. Скорее всего, взрослые не знали заранее об этом, но они не обратили внимания на категорию фильма, что не снимает с них ответственности за психическое здоровье их детей.

Сейчас также много говорят о современном образовании и мало говорят о воспитании, а я считаю, что больший акцент нужно делать именно на воспитание. Если детей правильно воспитывать, следить за получаемой ими информацией, кругом общения, выявлять в них природные таланты, мы и представить себе не можем, какими они могут вырасти умными, приспособленными к современному миру, и достичь гораздо больших успехов, чем их родители.

Помимо контроля за информацией родителям нужно привыкнуть персонально уделять внимание детям не менее получаса в день, приучать их к чтению книг, которые развивают умственные способности так же, как физические упражнения развивают мышечную активность.

Я глубоко убежден, что плохих детей не бывает, бывают плохие воспитатели, и что наша молодежь в большей массе хорошая, красивая и достойная. Мне хочется верить, что со временем мы выработаем современные народные методы воспитания детей, сохранив все лучшее, что нам досталось от старших, и двигаясь при этом в ногу со временем.

 

Тенгиз Мокаев

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Аграрии Кабардино-Балкарии сеют зеленый горошек

Сев овощного горошка в Кабардино-Балкарии уже проведен на площади свыше 2,5 тыс. га, сообщает пресс-служба Минсельхоза КБР.

Просмотров: 1

В Нальчике сегодня проходит Северо-Кавказская конференция «Вершина качества – 2024»

Конференция проходит с участием представителей различных областей медицинского сообщества России, сообщил корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».

Просмотров: 1

В Кабардино-Балкарии проведут реконструкцию сельских автодорог

За счет средств федерального и республиканского бюджетов в сёлах Кахун Урванского района и Псыхурей Баксанского района проведут реконструкцию автомобильных дорог, сообщает Минсельхоз КБР.

Просмотров: 1

Мадьыны КБР успешно выступили в Санкт-Петербурге

Пять медалей завоевали спортсмены Кабардино-Балкарии на Чемпионате и Первенстве России по мас-рестлингу, - сообщает во вторник пресс-служба республиканского Минспорта.

Просмотров: 1

В Кабардино-Балкарии более 9,9 тысяч федеральных льготников получают набор социальных услуг в натуральном виде

В КБР проживает 18 015 граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, из них 9917 граждан получают набор в натуральном виде, сообщает пресс-служба Отделения СФР по КБР.

Просмотров: 1