Он говорил от имени народа

10 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения поэта, сказителя, заслуженного деятеля искусств КБАССР Амирхана Хавпачева.
Он родился в 1882 году в селении Кахун в крестьянской семье. Отец Амирхана был известен как острослов и сочинитель. Сын перенял у него любовь к песням, сказам, созданным народом. Продолжая традиции кабардинского фольклора, народных певцов и сказителей, он сочинял хохи, стихи, песни.
А. Хавпачев имел возможность увидеть и узнать народную жизнь, так как сам был её частью, жил среди простых людей. Вместе с отцом он много ездил по Северному Кавказу, был в горных аулах, казачьих станицах и русских хуторах. Свои впечатления он описал в поэме «Моё детство».
Из всего, что создал А. Xавпачев до Октябрьской революции, сохранилось всего несколько песен. Времени их создания не помнил даже сам автор. Самое раннее из дошедших до нас произведений – песня «Тяжелее камня». Следуя лучшим традициям кабардинских джэгуакIуэ, он создал песню девушки «Жалоба проданной в жёны», полную безысходной тоски и проклятий тем, кто предпочёл деньги её счастью.
С каждой песней социальные мотивы в творчестве Xавпачева усиливались. Казалось бы, безобидные в кабардинском фольклоре песни о животных приобретают у поэта социальное звучание. За аллегорическим образом комара в «Песне о комаре» скрывается человек, своими повадками напоминающий князя или сельского кулака. А в «Песне о буйволице» аллегория – чисто условный сложный приём, и поэт откровенно сетует на свою судьбу в монологе, обращённом к буйволице. Однако он не просто рисует скорбную картину бедняцкой жизни, как он это делал раньше. Здесь автор находит остроумный поворот сюжета, чтобы выразить вековую мечту бедняка о лучшей жизни. «Песня о буйволице» – одна из жемчужин творчества Амирхана Хавпачева, свидетельствующая о зрелости его таланта.
Когда волны русской революции докатились до Кавказских гор и произошло знаменитое Зольское восстание кабардинских крестьян в 1913 году, поэт понял, что наступила пора больших, необычных событий и перемен. Он задумывается о корне всех зол и находит его в деньгах. В песне «Кошель» он говорит, что деньги портят человека, что «если обзавёлся кошельком, вмиг шайтан в тебя вселится». Он мучительно искал ответ на извечный крестьянский вопрос о земле и свободе. В мудрой «Журавлиной сказке» он образно рассказал об этом так: на журавлиных крыльях парит сказитель над землёй; много интересного он видит сверху, но не то, что нужно карахалку (бедноте). Тогда лесоруб говорит ему: «А ты получше смотри, сынок! Не видно ли нашего счастья, счастья карахалка?».
Песни Амирхана Асхадовича по своей форме мало чем отличаются от произведений устного народного творчества: сюжеты, образы, рифма и ритмика традиционны. Но исторические события привносили новые, необычные мысли, которые требовали нового художественного выражения. В «Песне о буйволице», в стихотворении «Кошель» автор отказался от привычных образов зла и создал новые оригинальные образы. Они свидетельствуют о том, что творческое развитие его в дореволюционный период шло от наивно-безобидных острот из поэтических состязаний к подлинно художественной песне и острой социальной сатире о наболевших вопросах жизни.
Октябрьская революция застала Амирхана в составе военного обоза на пути к фронту. Здесь он впервые услышал большевистскую пропаганду. Когда его друг-революционер, попав в руки кадетов, был расстрелян, Амирхан посвятил ему песню-плач «Хамаша Кешев».
В 1920 году в Кабарду пришла советская власть, которая приступила к переустройству общественно-экономической жизни, к приобщению народа к культуре. Ей противодействовали сельские муллы, призывая не пускать детей в «гяурские школы». Хавпачев противопоставляет позиции мулл своё яркое, живое слово.
В 1922 году он создаёт «Песню о Ленине», в которой выразилось отношение крестьян к вождю Октябрьской революции. Песня выдержана в традициях героических народных песен. В 1925 году появилось второе произведение «Ленин – наше солнце». Оно стало первым произведением народного поэта, которое безоговорочно можно назвать стихотворением, а не песней. У него нет мелодии. Это новое явление в творчестве А. Хавпачева. Здесь уже чувствуется продуманная, стройная композиция, подчинённая развёрнутому центральному образу – сравнению: Ленин – наше солнце. В этом образе – продуманная и прочувствованная идея, за которой стоит крестьянская мудрость и крестьянское преклонение перед солнцем, дающим жизнь всему живому.
Тема вождя и коммуниста развивается год от года в последующих произведениях Хавпачева: «Серго Орджоникидзе», «Песня о Ворошилове», «Сагид Уначев». Певец народного горя постепенно становится певцом строителей социализма. Образ нового человека в его творчестве занимает центральное место и в предвоенные, и в военные годы. Когда мальчик из селения Кенже Барасби Хамгоков, вырастивший отличного скакуна для Красной Армии, прославился на всю страну, поэт воспел его труд, как подвиг. Он видит подвиги всюду: в обычной работе колхозников, в перелёте через Северный полюс Валерия Чкалова, в боевых делах Героя Советского Союза Кубати Карданова.
Было бы неправильно представлять творческий путь Амирхана Хавпачева сплошным поэтическим восхождением. С середины 30-х годов начинается спад художественной силы его поэзии. Победное шествие социализма подняло его слишком высоко: он слышит только трубные звуки торжественного гимна. Праздничность и патетика переходят в однообразную декларативность и описательство. Меркнут художественные образы. Это был опасный кризис в художественном развитии народного поэта, продолжавшийся долго и в послевоенные годы. Он объясняется тем, что пресловутая «теория бесконфликтности», долгое время господствовавшая в советской литературе, мешала писателям и критикам осознать и правильно понять идейное и художественное оскудение творчества.
В 50-е годы появляются новые стихотворения А. Хавпачева «Украшайте!», «Чтоб тебя узнали все», в которых присутствуют признаки новых творческих открытий художника. В песне «Ребёнку, начинающему ходить» поэт обретает прежнюю художественную силу, простоту и выразительность.
Совершенно новое для поэзии автора большое повествовательное стихотворение о борьбе между старым и новым в быту колхозного крестьянства – «Случай на свадьбе». Это произведение – свидетельство того, что он вернулся к изображению конкретных, хорошо знакомых ему явлений. Поэт уже не довольствуется одними традиционными образами из арсенала народного устного творчества: он ищет и находит свои изобразительные средства для передачи того нового, что наблюдает в жизни односельчан и своей республики.
Новых поэтических высот достигает Хавпачев в произведениях последнего десятилетия: в поэме «Моё детство», балладе «Легенда о любви», стихотворениях «О жене», «Партийный билет». «Моё детство» – это поэма-воспоминание, поэма-раздумье. Главное в ней – мотив дороги. Отец сажает маленького Амирхана в скрипучую арбу, и они отправляются в путь. Так начинается удивительная по глубине и остроумию песнь о дороге. Дальше эта дорога философски переосмысливается поэтом как образ долгого исторического пути народа, по которому шли люди, шли и умирали, не придя к желанной свободе и счастью. По такой же дороге шёл и поэт, пока она не привела его в Нальчик, на митинг революционных рабочих. Это был тот предел, за которым началась новая дорога к новому общественному строю.
В 1963 г. Амирхан Хавпачев удивил читателей неожиданным творческим поворотом: он издал книгу сказов-новелл: «Журавлиная сказка», «Белый ягнёнок», «Чаша Карамурзы» и «Гыбза». Это редкий случай, когда народный поэт обращается к прозе. В основу книги легли интересные происшествия, участником или свидетелем которых был сам автор. В них он повествует о прошлом своего народа, о нелёгкой доле труженика-крестьянина и о том, как простые люди разными путями пришли к революции. И в прозе автор сохраняет поэтичность, значительность и чёткость художественных образов, ясность и занимательность сюжета, богатство и выразительность языка. Читатель с интересом принял эту книгу.

Светлана АЛХАСОВА,доктор филологических наук

Источник: http://kbpravda.ru/node/19122